О конструировании реальности
В своей работе «О конструировании реальности» (On Constructing a Reality) Хайнц фон Фёрстер (Heinz von Foerster) сформулировал эстетический императив: «Если хочешь увидеть, научись действовать» (If you desire to see, learn how to act).

Формулировка намеренно краткая, яркая, афористичная и парадоксальная. Фон Фёрстер был известен как раз своим острым умом, нестандартным подходом к любым интеллектуальным задачам и отменным необычным чувством юмора. Что за загадку он нам оставил? Что имел в виду? Мы предложим способ понимания его эстетического императива.

Здесь возможны, как минимум, два уровня понимания.
Первый уровень
Познавательная активность — это замкнутый самоподдерживаемый цикл, как этого и требует биологический системный подход. Познание (точнее, непрерывное познавание) мира — это активный процесс, деятельность, замкнутая в такую петлю: картина мира направляет деятельность по исследованию мира, а исследовательские действия, в свою очередь, формируют картину мира.

В эстетическом императиве фон Фёрстера «увидеть» — это создать картину мира. «Действовать» — это организовывать и совершать действия по созданию картины мира. То есть, если хочешь увидеть, нужно научиться совершать познавательные действия, которые позволят это увидеть.

Метафора этого подхода — аутостереограммы, «трёхмерные картинки», которые скрыты в узорах, изображённых на листе или экране монитора (https://en.wikipedia.org/wiki/Autostereogram). Чтобы в буквальном смысле увидеть трёхмерное изображение в этих плоских узорах, нужно более-менее сознательно настроить процесс зрительного восприятия, правильно «расслабить» глазодвигательные мышцы или, во всяком случае, правильно расположить оба глазных яблока относительно листа с изображением.
Второй уровень
Несколько более общий взгляд. В западной линейной традиции рассуждений подразумевается такая последовательность: мы видим — мы действуем. Чтобы действовать, нам надо видеть и понимать, что мы делаем. То есть здесь потеряна цикличность, люди забывают про то, что действия не определяются в одностороннем порядке видением, обратное тоже верно — видение определяется действием.

Более того, если мы действуем, исходя из имеющейся стабильной картины мира, то почти обречены совершать какие-то банальные действия, которые эта картина мира определяет. Часто для того, чтобы увидеть что-то новое, надо выйти за пределы привычного паттерна действий. Когда мы открываем что-то новое, то изначально не знаем, что мы открываем. Каким будет это новое, нам неведомо (мы «не видим» его). Мы открываем новое благодаря тому, что по-новому действуем.
Эти рассуждения имеют практическое применение в психотерапии.
Ранее традиционно считалось, что для того, чтобы изменить свои действия, пациент (клиент) должен пережить инсайт — получить новое видение своей проблемы или жизни, чтобы понять, что и как нужно изменять.
Современный конструктивистский подход подразумевает, что человек изначально «должен» изменить свои действия — начать действовать по-новому в привычных ситуациях. Тогда изменятся результаты действий человека, и только после этого у него получится новое понимание (он «увидит»).

В действительности такой подход даёт сразу две точки воздействия на конструирование реальности клиентом. С одной стороны, можно побуждать его совершать новые, неожиданные действия, применять творческий подход, чтобы получить новые неожиданные результаты. С другой стороны, можно в диалоге с ним помогать ему вырабатывать новое видение, понимание своей ситуации, из которого тоже могут следовать новые творческие действия. Изменения при этом неизбежны!
Партнер проекта:
"Мы не даем рыбу, но даем удочку, которой рыбу вы будете ловить."
Академия Системного Мышления - образовательный проект нового поколения, направленный на популяцию системного подхода.
Федеральное агентство по делам молодежи

© 2020-2021, Карьерный мост #мосткуспеху
Made on
Tilda