Познавательная активность — это замкнутый самоподдерживаемый цикл, как этого и требует биологический системный подход. Познание (точнее, непрерывное познавание) мира — это активный процесс, деятельность, замкнутая в такую петлю: картина мира направляет деятельность по исследованию мира, а исследовательские действия, в свою очередь, формируют картину мира.
В эстетическом императиве фон Фёрстера «увидеть» — это создать картину мира. «Действовать» — это организовывать и совершать действия по созданию картины мира. То есть, если хочешь увидеть, нужно научиться совершать познавательные действия, которые позволят это увидеть.
Метафора этого подхода — аутостереограммы, «трёхмерные картинки», которые скрыты в узорах, изображённых на листе или экране монитора (
https://en.wikipedia.org/wiki/Autostereogram). Чтобы в буквальном смысле увидеть трёхмерное изображение в этих плоских узорах, нужно более-менее сознательно настроить процесс зрительного восприятия, правильно «расслабить» глазодвигательные мышцы или, во всяком случае, правильно расположить оба глазных яблока относительно листа с изображением.