Иерархия в коммуникациях
Сегодня речь пойдёт о системном взгляде на иерархию в коммуникации. Коммуникация — процесс, который непрерывно происходит в семьях и организациях и вовлекает в себя абсолютно всех людей. Значит, важность его невозможно переоценить! Ход этого процесса зависит от структуры системы, в которой он происходит. Иерархия — это определенное упорядочение, расположение частей или элементов системы в порядке от высшего к низшему.

Идеи и выводы, о которых я хочу рассказать, впервые были сформулированы почти 70 лет назад, в 50-е годы прошлого века. Тогда началось достаточно интенсивное, непростое и интересное исследование коммуникативных процессов. Одного из исследователей, работавших в Пало-Альто (Калифорния), Джея Хейли, особенно интересовали вопросы власти в семьях.

Кому принадлежит власть, как она проявляется и используется, как люди в семье борются за эту власть — всё это имеет значение для отношений, выстраивающихся в семье. Открытые им закономерности Джей Хейли смог пронаблюдать не только в семьях, но и в различных организациях, в которых проводил наблюдения и консультации, поэтому он смог провести некоторые обобщения, касающиеся иерархии.

Согласно его воззрениям, иерархия — это типичная форма структуры в любой малой группе, будь то семья или коллектив какой-то организации. Она подразумевает, что полномочия и ответственность (то есть та самая «власть») распределяются в группе неравномерно. Как уже давно написал Джордж Оруэлл, «все животные равны, но некоторые равнее».

«Классы капиталистического общества», карикатура, 1911
Иерархия стаи
По сути, Джей Хейли предложил понимать эту фразу буквально. Дело в том, что у всех животных, живущих постоянными группами — стадами, стаями, прайдами — в этих группах наблюдается иерархия. Есть вожаки (лидеры), а остальные располагаются «ниже» их, как будто на ступенях: более слабые и зависимые, затем ещё более слабые и так далее.

Роль вожака заключается в том, чтобы руководить, подавать пример, распределять ресурсы, при необходимости наказывать. В общем, определять то, что происходит в группе. Соответственно, жизнь группы зависит от него, он так или иначе заботится о своей стае. Если он будет заботиться плохо, то стая погибнет или разбежится, и он останется в одиночестве (значит, в итоге тоже погибнет).

Человек, в первую очередь, тоже животное — млекопитающее. Человека также называют социальным животным, потому что он может существовать только тогда, когда является элементом системы общества. Мы постоянно образуем социальные группы — пары и семьи, дружеские компании, кружки, общественные организации, фирмы, политические объединения и многие другие.

Мы постоянно взаимодействуем, общаемся, создавая социальные системы, основанные на коммуникации. И в наших человеческих группах иерархия так же хорошо заметна, как и у животных. Есть лидеры, серые кардиналы, люди «второго плана», ведомые, изгои, козлы отпущения. Есть топ-менеджеры, менеджеры среднего звена, рядовые сотрудники. Получается, что так или иначе, мы в общении решаем вопросы власти.
Смысл и польза иерархии
Какие же закономерности управляют процессом? Почему вдруг власть оказывается так важна, и за неё идёт борьба? Хейли, как учёный, разработал гипотезу, объясняющую смысл и пользу иерархии. Логическая цепочка была такова. И человеку и животным необходимо выживать, а для этого справляться с трудностями и задачами, которые ставит окружающая среда. Успешно выживать можно только во взаимодействии, в кооперации со своими сородичами, поддерживая с ними конструктивную коммуникацию.

Чтобы коммуникация была успешна, она должна быть понятна и предсказуема, нужно знать, что делать в различных ситуациях, чтобы получить нужный результат. И это значит, что в стае животных или группе людей должны быть распределены определённые всем понятные разные роли. Кто-то должен командовать и управлять, а кто-то — подчиняться. Иначе в любой сложной ситуации каждому придётся импровизировать и полагаться на себя, а это значит никакой кооперации не будет, согласованность пропадёт.

Оставим животных в покое и продолжим про людей. Итак, в группе должны быть установлены ясные, по возможности непротиворечивые отношения между участниками. Но эти отношения не могут быть во всех случаях определены заранее, а роли расписаны для всех участников. Поэтому, образуя группу, её члены начинают активно взаимодействовать, чтобы прояснить отношения.

При этом сразу несколько человек может претендовать на роль главного, и между ними возникает борьба. В результате кто-то оказывается сильнее, а кто-то смиряется с подчиненной ролью. Или, если не смиряется, покидает группу. При этом роль лидера чаще всего не остаётся стабильной надолго, так как находятся и другие претенденты на эту роль, которые периодически борются с лидером за власть. В результате в группе всегда идет насыщенная коммуникация, часто связанная с борьбой за власть.
Иерархия родитель — ребенок
Рассмотрим один важный аспект иерархии: каким образом отклонения и нарушения, связанные с иерархией, создают проблемы с коммуникацией в семье или организации. Рассмотрим семью, состоящую из родителей и детей. Естественным образом власть в семье распределяется так: принимают решения и всеми делами руководят родители, а дети им подчиняются.

Между родителями и детьми существует как бы небольшой, но очень ясный барьер: детям не позволено вмешиваться в дела родителей, «отнимать» у них власть. Это и есть нормальная иерархия, где родители образуют руководящую подсистему в системе семьи, а дети — исполнительную, подчинённую подсистему.
Важно то, что этим подсистемам очень нежелательно пересекаться и смешиваться.
Вот каким образом возникают проблемы. Например, отношения между родителями портятся, возникает антагонизм, конфликт. Обостряется борьба за власть, они пытаются решить, кто из них главнее. И тогда кто-то из родителей может попытаться привлечь на свою сторону ребёнка (или кого-то из детей, если их несколько). Таким образом он получает поддержку и понимание, начинает делиться с ребёнком «взрослой» информацией, спрашивать совета по каким-то вопросам.

Получается так, что ребёнок незаметно проникает в родительскую властную подсистему. Он начинает ощущать себя более важным и значимым, претендовать на особое отношение. С другой стороны, он чувствует себя неуютно, так как вроде бы предает другого родителя, чувствует охлаждение или подозрение с его стороны. Ребенок оказывается между молотом и наковальней, а родители из-за этого ещё больше отдаляются и конфликтуют.
Иерархия в организациях
В организациях смешение иерархии создает схожие проблемы. Бывает так, что начальник старается опереться на кого-то из подчинённых, наиболее ему симпатичного по своим человеческим качествам. Начинает вести с ним беседы на житейские или мировоззренческие темы, делиться важными новостями и своими размышлениями, спрашивать мнение по разным вопросам. Между начальником и таким подчиненным сокращается психологическая дистанция.

Поначалу подчиненный чувствует себя хорошо, ему лестно, что его выделили среди остальных, он ожидает возможных дальнейших преференций — внеочередного повышения по службе или повышения зарплаты. Он старается быть еще более полезным, поддержать руководителя, дать дельный совет.

При этом, однако, коллектив раскалывается. Остальные сотрудники начинают с завистью и подозрением относиться к «особенному» коллеге. Они могут считать, что он доносит до руководства какую-то неприятную информацию про них. Они полагают, что наличие «любимчика» в коллективе является недопустимым, поэтому авторитет начальника среди них падает. Они расценивают ситуацию, как несправедливую.

«Особенный» сотрудник оказывается в изоляции, страдает от одиночества, неприязни окружающих, неопределенности и шаткости своего положения. Кроме того, часто не оправдываются его ожидания каких-то преимуществ, связанных с особым положением. Хорошие человеческие отношения с боссом вовсе не обязательно означают хороших деловых отношений с ним.

Да и начальник мало что выигрывает. Он может вдруг обнаружить, что его приближенный нарушает границы, на многое претендует, слишком многое знает, очень любопытен и бесцеремонен. Начальник также чувствует снижение своего авторитета: во-первых, он создаёт неравенство и несправедливость, выделяя кого-то из коллектива. Во-вторых, раз он полагается на нижестоящего сотрудника, значит, не уверен в себе, недостаточно компетентен.
Резюмируем
Джей Хейли объяснял, почему нарушение иерархии в семьях и организациях так вредно. Напомним: польза иерархии в прояснении отношений, устранении противоречий, создании предсказуемости. Значит, нарушение иерархии эту пользу заметно снижает. Оно запутывает, создаёт неясность и непредсказуемость. Люди перестают понимать, какую конкретно роль они играют, и по каким правилам её надо играть.

Ребёнок в коалиции с родителем вроде бы уже не совсем ребенок, ему больше доверяют и позволяют. И в то же время он еще не взрослый, родители в любой момент снова могут сблизиться, а его оттеснить от власти. Кроме того, он не знает и не понимает многое из того, что знают и понимают взрослые, поэтому и не может нести должную ответственность.

И подчинённый вроде бы уже не совсем подчинённый, а в какой-то степени начальник. Но в какой степени? Реальных полномочий у него нет, ответственность тоже не изменилась. Где тогда пролегает реальная граница его роли? Да и остальные сотрудники не вполне понимают, как с ним надо общаться, поэтому теряются и настораживаются.

Подытожим практическую часть. Иерархия — это неравномерное распределение власти между участниками коммуникации в системе. Иерархическая структура систем типична, она встречается повсюду, к ней приходится приспосабливаться. Желательно, чтобы отношения в системе (организации или семье) были понятны и предсказуемы, поэтому борьба за власть, смена позиций в иерархии всегда бывают тревожны и болезненны. Нежелательны нарушения иерархии — тесные союзы или коалиции между разными уровнями, приводящие к тому, что «верхи как будто делятся властью с кем-то из низов».
Партнер проекта:
"Мы не даем рыбу, но даем удочку, которой рыбу вы будете ловить."
Академия Системного Мышления - образовательный проект нового поколения, направленный на популяцию системного подхода.
Федеральное агентство по делам молодежи

© 2020-2021, Карьерный мост #мосткуспеху